Фильм на родном языке
История молодого школьного учителя, который в свободное время пытается приобрести сноровку в знакомствах с девушками, обучаясь этому «искусству» у своего распутного соседа.
Сергей Кудрявцев
Прежде всего, знаменательно, что этот типично и даже программно английский по своей манере и сути фильм был по достоинству оценён во Франции, где на Каннском фестивале получил главный приз, чего с комедиями раньше вообще не случалось на столь престижном киносмотре. Правда, в 1958 году специальную премию заслужил Жак Тати за «Моего дядю» — и как раз традиции французского бурлеска, которые, в том числе, нашли отражение ещё в немом кинематографе, допустим, у Рене Клера, можно при большом желании обнаружить также и в ленте Ричарда Лестера. Хотя он, являясь выходцем из США, несомненно, соотносил собственные поиски в комедийном жанре с достижениями американской «немой комической», особенно в её эксцентрическом варианте. А для самого Лестера «Сноровка…», снятая в промежутке между двумя «битловскими» картинами («Вечер трудного дня» и «На помощь!»), вроде бы представляла собой весьма характерный пример оттачивания мастерства в искусстве «кинематографического абсурда».
И действительно — абсурдные эпизоды следуют один за другим: путешествие героев по Лондону… на старой железной кровати, лихая погоня на мотоцикле, сцена мнимого изнасилования главной героини, невинной и наивной девушки по имени Нэнси Джонс. Вот и упомянутое в названии слово The Knack означает не только «сноровку», «ловкий трюк», «характерную манеру говорить» (особый лондонский выговор и молодёжный слэнг середины 60-х годов делают порой затруднительным адекватный перевод звучащей на экране речи), а в устаревшем понимании — ещё и «насмешку». Вдобавок этот самый «нэк» в сугубо жаргонной трактовке относится к умению лёгко «закадрить» любую особу женского пола. Так что и фильм о подобной «уловке» кажется невероятно весёлой игрой, беззаботным состязанием ни о чём другом не думающих парней, кроме как о звании наиболее удачливого соблазнителя девушек.
Однако по ходу развития действия довольно авангардистской по кинематографическим приёмам комедии возникает неожиданно лирическая нота, придавая ленте дополнительную глубину и даже поэтичность в рассказе о любви. А удивительно естественное и трогательное присутствие на экране Риты Ташингэм, звезды британского «кино рассерженных», позволяет с полным правом сопоставить данную работу Ричарда Лестера со «Вкусом мёда» Тони Ричардсона, где играла та же Ташингэм, с картинами «Такого рода любовь» и «Дорогая» Джона Шлезингера. Помимо того, в «Сноровке…» впервые засветились, пока ещё в групповке и массовке, будущие знаменитые актрисы — совсем юные Шарлотт Рэмплинг, Джейн Биркин и Жаклин Биссет. Фильм пользовался немалым успехом как в Великобритании, так и за её пределами, почти в 14 раз превзойдя свой скромный бюджет. Менее повезло в соискательстве на премии БАФТА: ни в одной из шести номинаций, где была выдвинута «Сноровка… и как её приобрести», она, увы, не приобрела награды Британской академии.